Государственное учреждение образования "Дошкольный центр развития ребенка г. Борисова"
телефон: 8 0177 73 53 62
email: dcrr@rooborisov.by
222520, Минская область, город Борисов, улица Краснознаменная, 85

ОТЧЕТ

о  результатах реализации педагогического проекта

«Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста  посредством мультипликации»

Сроки реализации: 2020/2021 учебный год

Общие сведения

Юридическое название учреждения образования:

Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка  г. Борисова»

Руководитель учреждения образования:

Станкевич Татьяна Николаевна, заведующий, в должности с 2012 года

Участники реализации педагогического проекта: (таблица 1)

 

Таблица 1

№ п/п

Количество воспитанников

Количество педагогов

Количество родителей

(при необходимости)

1.

180

42

21

7

39

 

 

 

 

 

 

2.

В том числе по группам воспитанников

 

Старшая группа №3

«Теремок»

21

 

 

 

 

Старшая  группа №7

«Звездочка»

21

 

 

 

               

Тема педагогического проекта

«Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста  посредством мультипликации»,  2020-2022 годы

Руководитель педагогического проекта: Гайло Ольга Валерьевна, заместитель заведующего по основной деятельности,  с 2016 года.

Консультант педагогического проекта: Калатей Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, магистрант государственного учреждения образования «Минского областного института развития образования».

Состав педагогов:

Гайло Ольга Валерьевна, руководитель проекта, заместитель заведующего по основной деятельности, 1 квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 23 года;

Лобаненко Елена Петровна, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 28лет;

Рудаковская Марина Михайловна, воспитатель дошкольного образования, высшая квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 14 лет;

Сухоребрая Ирина Геннадьевна, педагог-психолог,  высшая квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 29  лет;

Кастюкович Татьяна  Юрьевна, воспитатель дошкольного образования, 1 квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 10 лет;

Карнильчик Елена Васильевна, воспитатель дошкольного образования, высшая квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 20 лет;

Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования, высшее образование (Белорусский университет культуры, по специальности «актерское искусство»), педагогический стаж – 10 лет. Руководитель детской студии анимации «Мультифокус» (функционирует на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Борисова» с 2017 года). Работы детской студии анимации являются победителями и дипломантами областных и международных конкурсов (https://dcrr.rooborisov.by/nashi-dostizheniya ).

Актуальность проекта

В настоящее время наша относительно небольшая страна является одним из лидеров в сфере IT – технологий и в  современном мире мы живем в эпохе динамичного прогресса информатизации и компьютеризации. Однако, на сегодняшний день не хватает высококвалифицированных специалистов, обладающих высокими интеллектуальными возможностями в области разработки инновационных, строительных и  космических технологий. Следовательно, перед образованием стоят непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе «будущего», начиная с дошкольного возраста,  когда у детей значительно выражен познавательный интерес к техническому творчеству, которое развивает мышление, способность анализировать и логически рассуждать. И именно конструирование является важным направлением, которое способствует формированию данных качеств у воспитанников.

Как отмечают педагоги-практики (А.В. Белошистая, Л.А.Парамонова, В.Г. Гоголева, Н.А. Уразлина и другие), дошкольный возраст считается наиболее «сензитивным» и значимым периодом для развития конструктивных умений. В процессе конструирования у детей вырабатываются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Воспитанники  планируют работу, представляя ее в целом, контролируют свои действия, самостоятельно исправляют ошибки. Все это делает процесс конструирования обдуманным и организованным.

Современные условия развития общества требуют абсолютно нового, нестандартного подхода к организации образовательного процесса. Следовательно, необходимость проекта вызвана тем, что традиционных подходов в решении проблемы развития конструктивных умений у  детей дошкольного возраста, недостаточно.

Наличие проблемы подтверждают полученные в ходе  наблюдения результаты: не все воспитанники умеют возводить отдельные постройки по схемам и по собственному замыслу, исходя из темы занятия, многие с трудом  анализируют готовую постройку, не называют  некоторые детали и их свойства, не умеют отбирать необходимые детали для постройки, соотнося их по величине и т.д.

Достижение желаемых результатов невозможно при использовании только традиционных способов. Назрела необходимость внедрения нового подхода к проблеме развития конструктивных умений детей дошкольного возраста.

Мультипликация в образовательном процессе – это универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Она представляет собой сложный интегрированный процесс, построенный на объединении  нескольких видов искусств. Работая над созданием мультфильма, дети осваивают области литературного творчества, изобразительного творчества, знакомятся с технической стороной деятельности. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира [6].

Положительное воздействие анимации может стать прекрасным «развивающим пособием»  для развития конструктивных умений детей дошкольного возраста. Она открывает широкий горизонт для развития личности, каждый ребенок может найти применение своих индивидуальных способностей. У воспитанников формируется умение работать с конструктором, моделировать из него,  умение создавать модели различных построек по схеме или по замыслу, умение отбирать необходимые детали для постройки, соотнося их по величине, свободно экспериментировать с различными художественными техниками и материалами  и т.д.

Цель проекта:

создание условий для развития конструктивных умений детей дошкольного возраста  посредством мультипликации в условиях учреждения дошкольного образования.

Задачи проекта:

  1. Изучить интегрированный подход к реализации содержания учебной программы дошкольного образования, усвоение которого обеспечит развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста.
  2. Разработать методические и дидактические инструменты, обеспечивающие введение мультипликации в образовательный процесс.
  3. Организовать деятельность с воспитанниками по развитию конструктивных умений посредством мультипликации.
  4. Оценить эффективность педагогического проекта на основе сопоставления исходных и итоговых результатов показателей развития конструктивных умений детей дошкольного возраста.
  5. Оформить проектный продукт  (просветительские и методические материалы, методические рекомендации, мультфильмы).
  6. Предоставить опыт реализации педагогического проекта педагогам района, области.

Содержание работы участников  работы педагогического проекта:

На  основании приказа главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Минской области в 2020/2021 учебном году» от 21.07.2020 № 284 в целях совершенствования научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов реализации педагогических проектов в практику работы учреждений образования Борисовского района, приказа начальника управления по образованию Борисовского райисполкома от 27 июля 2020 г. №390 «Об организации работы  по реализации педагогических проектов  в учреждениях образования  Борисовского района в 2020/2021 учебном году», государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Борисова» начало реализацию педагогического проекта «Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста  посредством мультипликации».

Для качественной  реализации проекта в учреждении образования имеется   достаточный кадровый потенциал: образовательный процесс осуществляют квалифицированные  специалисты, из которых высшее образование имеют – 100%, высшую квалификационную категорию имеют – 57,1%, первую квалификационную категорию – 28,5%.

Согласно программе реализации педагогического проекта с  января по сентябрь 2020 года проводился подготовительный этап, задачей которого было создание необходимой образовательной среды для реализации проекта. Была изучена  нормативная правовая база, регламентирующая деятельность по реализации  педагогических  проектов,  научно-методическая литература по данной теме, сформирована  проектная  команда, разработан календарный план реализации  педагогического проекта, оснащена предметно-развивающая среда, подобран диагностический инструментарий.

В сентябре 2020 года было проведено заседание творческой группы для участников проекта. По итогам совещания был разработан перечень поручений для участников проекта.

С целью активного привлечения родителей воспитанников дошкольного возраста к участию в педагогическом проекте педагогом-психологом Сухореброй И.Г. было проведено анкетирование родителей воспитанников по вопросу развития конструктивных умений детей дошкольного возраста  посредством мультипликации.  

Воспитателями  дошкольного образования Карнильчик Е.В. и Кастюкович Т.Ю.  в сентябре 2020 года проведен  мониторинг  уровня развития конструктивных умений детей среднего  дошкольного возраста.  

С октября 2020 года по март 2022 года проводился II этап проекта: внедренческий,  задачей которого является реализация педагогического проекта.

В рамках основного этапа реализован ряд мероприятий, направленных на организацию непосредственной работы с воспитанниками и родителями по развитию конструктивных умений детей дошкольного возраста, активное привлечение родителей к работе над проектом, повышение методической и профессиональной компетенции участников проекта, пополнение предметной развивающей среды, необходимой для качественной реализации проекта.

На протяжении реализации педагогического проекта в учреждении прошел ряд мероприятий с целью развития конструктивных умений детей дошкольного возраста  посредством мультипликации в условиях учреждения дошкольного образования.

В рамках проекта для воспитанников, согласно календарного плана,   были организованы:

совместный просмотр и обсуждение мультфильмов отечественного и зарубежного кинематографа, мультфильмов, созданных старшими воспитанниками в детской студии анимации «Мультифокус»;

чтение и обсуждение произведений, положенных в основы мультфильмов;

экскурсии  и рассматривание конструкций зданий  и сооружений;

экскурсия в LEGO-SMART-центр, который функционирует на базе ГУО «Ясли-сад №50 г. Борисова»;

проведение викторин и бесед о тайнах мультипликации (о том, как и кем создаются мультфильмы);

прослушивание аудио-сказок (сборник создан в рамках  международного проекта «Прародители и внуки - vmeste. by», который был  разработан совместно с ГУО «Академия последипломного образования» Министерства образования Республики Беларусь);

посещение  выставочных залов в библиотеке им. И.Х. Колодеева (г. Борисов) с детьми;

КВН с детьми и родителями «Юные архитекторы»;

цикл бесед:  «История мультипликации»; «Путешествие в прошлое: детство родителей» (альтернативой мультфильмам были диафильмы),  «Знакомство с профессией (продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор)»;

создание мультфильмов.

Одной из основных  форм организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования является игра, занятие. В рамках проекта воспитателями дошкольного образования организован и проведен ряд занятий по образовательной области  «Изобразительное искусство» (конструирование) (Приложение 1).

Создание мультфильма – это многогранный процесс, который интегрирует в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную и другие. В нерегламентированной деятельности с воспитанниками были изготовлены объемные фоны и персонажи (в изостудии) для создания мультфильма «Как Незнайка катался на газированном автомобиле», а так же мультфильма-легенды «Борисовы  камни»; проводилась сюжетно-ролевая игра «Юные строители», конструктивные игры с различными видами конструктора, природным материалом. У воспитанников формировалось  умение работать с конструктором, моделировать из него,  умение создавать модели различных построек по схеме или по замыслу, умение отбирать необходимые детали для постройки, соотнося их по величине, свободно экспериментировать с различными художественными техниками и материалами  и т.д.

Согласно календарного плана для воспитанников и родителей в рамках педагогического проекта прошел мастер-класс  «Мультфильм своими руками».  Руководитель детской студии анимации «Мультифокус» (функционирует на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Борисова») Мирочник Виктория Юрьевна познакомила с различными техниками и видами анимации, этапами создания мультфильма от сценария до титров. Творческая мастерская работала в разных техниках анимации: в объемной,  в предметной анимации, а также в плоскостной «перекладке», что давало возможность увидеть разные технические возможности при создании мультфильма.

В рамках областного педагогического проекта «Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста  посредством мультипликации»  прошел телемост с участниками фестиваля «Мусокай» (г. Ижевск).  Воспитанники старших групп участвовали  в церемонии открытия фестиваля. Во время телемоста наши ребята вели открытый диалог  с такими же юными мультипликаторами из города Ижевска.  В ходе творческой  беседы воспитанники задавали и отвечали на интересующие их  вопросы.  Ребята и педагоги города Ижевска представили нашему вниманию мастер-класс «Техника мультипликации» .

Так же в  рамках педагогического проекта проводится фестиваль-конкурс «Конструктор своими руками», направленный на развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста, благодаря которому возрос интерес родителей к работе дошкольного учреждения по данной теме, повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей (https://dcrr.rooborisov.by/konkursy).

Успешная реализация педагогического проекта невозможна без методической поддержки педагогов. Этому направлению также уделялось значительное внимание на протяжении реализации педагогического проекта. Была подобрана и систематизирована методическая литература по проекту. На протяжении 2020/2021, 2021/2022   учебных годов заместителем заведующего по основной деятельности Гайло О.В., педагогом-психологом Сухореброй И.Г., учителем-дефектологом Лобаненко Е.П.  проводились индивидуальные консультации по запросам участников проекта. С педагогами дошкольного учреждения руководителем студии анимации Мирочник В.Ю. проведен семинар-практикум «История мультипликации», мастер-класс по созданию мультфильма, где была раскрыта технология создания мультфильма.

Значительную роль в успешной реализации педагогического проекта играет предметная развивающая среда. Воспитателями проведена значительная работа в данном направлении. В групповых помещениях постоянно пополнялись центры конструирования различными видами конструкторов, природным материалом, различными видами бумаги, бросовым материалом, необходимыми для организации конструктивной  деятельности дошкольников.

С марта по  май 2022 шла реализация III этапа (рефлексивный) проекта, задачей которого являлся анализ результатов педагогического проекта, подготовка к презентации проектного продукта.

Таким образом, положительное воздействие анимации стало прекрасным «развивающим пособием»  для развития конструктивных умений детей дошкольного возраста.

Оценка результатов реализации педагогического проекта

В результате проведенных мероприятий в рамках реализации педагогического проекта «Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста  посредством мультипликации» на основании наблюдения    отмечается положительная динамика развития конструктивных умений детей дошкольного возраста, проявление  у детей интереса к новым сферам окружающего мира, к умственной, поисковой и продуктивной деятельности, умение передавать творческие замыслы  в процессе создания мультфильмов (придумывание и обсуждение сюжета, создание объемных фонов, персонажей и декораций, съемка мультфильма), повышение уровня информационной культуры.

Также в результате проведенных мероприятий в рамках реализации педагогического проекта отмечается   активное  включение  родителей в образовательный процесс как проявление творческой активности (на  основании анкетирования), повышение уровня информационной и педагогической культуры родителей.

Показателями эффективности реализации педагогического проекта для педагогов является повышение профессионального уровня в сфере информационно-коммуникационных технологий, реализация творческого потенциала, повышение эффективности образовательного процесса.

Представление результатов реализации педагогического проекта

Представление результатов реализации педагогического проекта

                              в средствах массовой информации   

№ п/п

Автор

Название (тема) публикации

Название СМИ

Дата публикации

1.

Антоненкава  В.

«Барысаўскі «Мультыфокус»»

«Настаўніцкая газета» 

29 снежня 2021 года

 

Представление результатов реализации педагогического проекта

                                 на методических мероприятиях      

№ п/п

Автор

Название (тема) выступления, занятия

Форма и/или название мероприятия

дата проведения мероприятия

районный

1

Гайло Ольга Валерьевна, заместитель заведующего по основной деятельности,

 

Мультимедийная презентация «Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста  посредством мультипликации»

 

Участие в районном фестивале «Инновационный экспресс 2020»

 

2020 год, ноябрь

2

Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования

 

Информ-презентация «Использование   электронных образовательных ресурсов в развитии познавательной деятельности детей»

 

Выступление в рамках РМО воспитателей дошкольного образования старших групп по теме «Использование   электронных образовательных ресурсов в развитии познавательной деятельности детей»

2021, ноябрь

областной

1.

Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования

Выступление с докладом

Диалоговая  площадка «Совершенствование  качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования»

2021, август

2

Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования

 

Вебинар для педагогов на тему «Алгоритм создания анимационных мультфильмов»

 

Вебинар для педагогов учреждений дошкольного образования Любанского района 

2022, февраль

3

Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования

 

Семинар-практикум  «Техники создания мультфильмов с помощью компактной мультстудии и мультстанка»

 

Семинар на базе ГУ «Минский областной институт развития образования»

2022, апрель

международный

1

Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования

 

Открытый диалог «Детская мультипликация»

 

 

Телемост с участниками фестиваля «Мусокай» (г. Ижевск)

2022, апрель

 

Мультфильмы, созданные воспитанниками ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Борисова» в рамках реализации педагогического проекта «Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации» размещены в You Tube-канале (Приложение 4).

Мультфильмы, выполненные в процессе реализации педагогического проекта, отправлены на международные конкурсы:

фестиваль  анимационных фильмов «Чудо-остров» (Крым, 2022);

открытый детский  Всероссийский фестиваль мультипликационных фильмов «МультфестБирск» (Бирск, 2022);

международный фестиваль детско-молодежного творчества и педагогических инноваций (Санкт-Петербург, 2022).

Проблемы и перспективы реализации педагогического проекта

Как недостаток в работе над проектом считаем недостаточное количество публикаций педагогов в средствах массовой информации. Публикация по реализации проекта запланирована на следующий учебный год. Данному направлению будет уделено значительное внимание в 2022/2023 учебном году.

Список использованных источников:

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — Минск: Национальный институт образования, 2019. — 480 с.
  2. Белошистая, А.В. Специальная система конструктивных заданий на математическом содержании как средство развития логического мышления у дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – №2. – 2018. – С. 4-12.
  3. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2010. – 41 с.
  4. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/sozdanie-multfilmov-v-doshkolnom-uchrezhdenii-s-detmi.html. Дата доступа: 19.02.2020.
  5. Коноваленко,     С.В.  Развитие    конструктивной  деятельности       у дошкольников / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с.
  6. Красный,  Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е.  Красный – М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
  7. Тимофеева,  Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» / Л.Л. Тимофеева – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 123 с.
  8. Охлопкова С.Ф., Иванов М. А. Мультфильм своими руками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56616.htm. Дата доступа: 10.12.2019.
  9. Чухно, С. В. Мультипликация как инновационный метод в работе с одаренными детьми [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 78-81. [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8177/   Дата доступа: 26.02.2020.

 

 

 

 

 

 

Версия сайта для слабовидящих