ОТЧЕТ
о результатах реализации педагогического проекта
«Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации»
Сроки реализации: 2020/2021 учебный год
Общие сведения
Юридическое название учреждения образования:
Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Борисова»
Руководитель учреждения образования:
Станкевич Татьяна Николаевна, заведующий, в должности с 2012 года
Участники реализации педагогического проекта: (таблица 1)
Таблица 1
№ п/п
|
Количество воспитанников
|
Количество педагогов
|
Количество родителей
(при необходимости)
|
1.
|
180
|
42
|
21
|
7
|
39
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
В том числе по группам воспитанников
|
|
Старшая группа №3
«Теремок»
|
21
|
|
|
|
|
Старшая группа №7
«Звездочка»
|
21
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема педагогического проекта
«Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации», 2020-2022 годы
Руководитель педагогического проекта: Гайло Ольга Валерьевна, заместитель заведующего по основной деятельности, с 2016 года.
Консультант педагогического проекта: Калатей Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, магистрант государственного учреждения образования «Минского областного института развития образования».
Состав педагогов:
Гайло Ольга Валерьевна, руководитель проекта, заместитель заведующего по основной деятельности, 1 квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 23 года;
Лобаненко Елена Петровна, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 28лет;
Рудаковская Марина Михайловна, воспитатель дошкольного образования, высшая квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 14 лет;
Сухоребрая Ирина Геннадьевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 29 лет;
Кастюкович Татьяна Юрьевна, воспитатель дошкольного образования, 1 квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 10 лет;
Карнильчик Елена Васильевна, воспитатель дошкольного образования, высшая квалификационная категория, высшее образование, педагогический стаж – 20 лет;
Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования, высшее образование (Белорусский университет культуры, по специальности «актерское искусство»), педагогический стаж – 10 лет. Руководитель детской студии анимации «Мультифокус» (функционирует на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Борисова» с 2017 года). Работы детской студии анимации являются победителями и дипломантами областных и международных конкурсов (https://dcrr.rooborisov.by/nashi-dostizheniya ).
Актуальность проекта
В настоящее время наша относительно небольшая страна является одним из лидеров в сфере IT – технологий и в современном мире мы живем в эпохе динамичного прогресса информатизации и компьютеризации. Однако, на сегодняшний день не хватает высококвалифицированных специалистов, обладающих высокими интеллектуальными возможностями в области разработки инновационных, строительных и космических технологий. Следовательно, перед образованием стоят непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе «будущего», начиная с дошкольного возраста, когда у детей значительно выражен познавательный интерес к техническому творчеству, которое развивает мышление, способность анализировать и логически рассуждать. И именно конструирование является важным направлением, которое способствует формированию данных качеств у воспитанников.
Как отмечают педагоги-практики (А.В. Белошистая, Л.А.Парамонова, В.Г. Гоголева, Н.А. Уразлина и другие), дошкольный возраст считается наиболее «сензитивным» и значимым периодом для развития конструктивных умений. В процессе конструирования у детей вырабатываются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Воспитанники планируют работу, представляя ее в целом, контролируют свои действия, самостоятельно исправляют ошибки. Все это делает процесс конструирования обдуманным и организованным.
Современные условия развития общества требуют абсолютно нового, нестандартного подхода к организации образовательного процесса. Следовательно, необходимость проекта вызвана тем, что традиционных подходов в решении проблемы развития конструктивных умений у детей дошкольного возраста, недостаточно.
Наличие проблемы подтверждают полученные в ходе наблюдения результаты: не все воспитанники умеют возводить отдельные постройки по схемам и по собственному замыслу, исходя из темы занятия, многие с трудом анализируют готовую постройку, не называют некоторые детали и их свойства, не умеют отбирать необходимые детали для постройки, соотнося их по величине и т.д.
Достижение желаемых результатов невозможно при использовании только традиционных способов. Назрела необходимость внедрения нового подхода к проблеме развития конструктивных умений детей дошкольного возраста.
Мультипликация в образовательном процессе – это универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Она представляет собой сложный интегрированный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств. Работая над созданием мультфильма, дети осваивают области литературного творчества, изобразительного творчества, знакомятся с технической стороной деятельности. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира [6].
Положительное воздействие анимации может стать прекрасным «развивающим пособием» для развития конструктивных умений детей дошкольного возраста. Она открывает широкий горизонт для развития личности, каждый ребенок может найти применение своих индивидуальных способностей. У воспитанников формируется умение работать с конструктором, моделировать из него, умение создавать модели различных построек по схеме или по замыслу, умение отбирать необходимые детали для постройки, соотнося их по величине, свободно экспериментировать с различными художественными техниками и материалами и т.д.
Цель проекта:
создание условий для развития конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации в условиях учреждения дошкольного образования.
Задачи проекта:
- Изучить интегрированный подход к реализации содержания учебной программы дошкольного образования, усвоение которого обеспечит развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста.
- Разработать методические и дидактические инструменты, обеспечивающие введение мультипликации в образовательный процесс.
- Организовать деятельность с воспитанниками по развитию конструктивных умений посредством мультипликации.
- Оценить эффективность педагогического проекта на основе сопоставления исходных и итоговых результатов показателей развития конструктивных умений детей дошкольного возраста.
- Оформить проектный продукт (просветительские и методические материалы, методические рекомендации, мультфильмы).
- Предоставить опыт реализации педагогического проекта педагогам района, области.
Содержание работы участников работы педагогического проекта:
На основании приказа главного управления по образованию Минского областного исполнительного комитета «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Минской области в 2020/2021 учебном году» от 21.07.2020 № 284 в целях совершенствования научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования и внедрения результатов реализации педагогических проектов в практику работы учреждений образования Борисовского района, приказа начальника управления по образованию Борисовского райисполкома от 27 июля 2020 г. №390 «Об организации работы по реализации педагогических проектов в учреждениях образования Борисовского района в 2020/2021 учебном году», государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Борисова» начало реализацию педагогического проекта «Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации».
Для качественной реализации проекта в учреждении образования имеется достаточный кадровый потенциал: образовательный процесс осуществляют квалифицированные специалисты, из которых высшее образование имеют – 100%, высшую квалификационную категорию имеют – 57,1%, первую квалификационную категорию – 28,5%.
Согласно программе реализации педагогического проекта с января по сентябрь 2020 года проводился подготовительный этап, задачей которого было создание необходимой образовательной среды для реализации проекта. Была изучена нормативная правовая база, регламентирующая деятельность по реализации педагогических проектов, научно-методическая литература по данной теме, сформирована проектная команда, разработан календарный план реализации педагогического проекта, оснащена предметно-развивающая среда, подобран диагностический инструментарий.
В сентябре 2020 года было проведено заседание творческой группы для участников проекта. По итогам совещания был разработан перечень поручений для участников проекта.
С целью активного привлечения родителей воспитанников дошкольного возраста к участию в педагогическом проекте педагогом-психологом Сухореброй И.Г. было проведено анкетирование родителей воспитанников по вопросу развития конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации.
Воспитателями дошкольного образования Карнильчик Е.В. и Кастюкович Т.Ю. в сентябре 2020 года проведен мониторинг уровня развития конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста.
С октября 2020 года по март 2022 года проводился II этап проекта: внедренческий, задачей которого является реализация педагогического проекта.
В рамках основного этапа реализован ряд мероприятий, направленных на организацию непосредственной работы с воспитанниками и родителями по развитию конструктивных умений детей дошкольного возраста, активное привлечение родителей к работе над проектом, повышение методической и профессиональной компетенции участников проекта, пополнение предметной развивающей среды, необходимой для качественной реализации проекта.
На протяжении реализации педагогического проекта в учреждении прошел ряд мероприятий с целью развития конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации в условиях учреждения дошкольного образования.
В рамках проекта для воспитанников, согласно календарного плана, были организованы:
совместный просмотр и обсуждение мультфильмов отечественного и зарубежного кинематографа, мультфильмов, созданных старшими воспитанниками в детской студии анимации «Мультифокус»;
чтение и обсуждение произведений, положенных в основы мультфильмов;
экскурсии и рассматривание конструкций зданий и сооружений;
экскурсия в LEGO-SMART-центр, который функционирует на базе ГУО «Ясли-сад №50 г. Борисова»;
проведение викторин и бесед о тайнах мультипликации (о том, как и кем создаются мультфильмы);
прослушивание аудио-сказок (сборник создан в рамках международного проекта «Прародители и внуки - vmeste. by», который был разработан совместно с ГУО «Академия последипломного образования» Министерства образования Республики Беларусь);
посещение выставочных залов в библиотеке им. И.Х. Колодеева (г. Борисов) с детьми;
КВН с детьми и родителями «Юные архитекторы»;
цикл бесед: «История мультипликации»; «Путешествие в прошлое: детство родителей» (альтернативой мультфильмам были диафильмы), «Знакомство с профессией (продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор)»;
создание мультфильмов.
Одной из основных форм организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования является игра, занятие. В рамках проекта воспитателями дошкольного образования организован и проведен ряд занятий по образовательной области «Изобразительное искусство» (конструирование) (Приложение 1).
Создание мультфильма – это многогранный процесс, который интегрирует в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную и другие. В нерегламентированной деятельности с воспитанниками были изготовлены объемные фоны и персонажи (в изостудии) для создания мультфильма «Как Незнайка катался на газированном автомобиле», а так же мультфильма-легенды «Борисовы камни»; проводилась сюжетно-ролевая игра «Юные строители», конструктивные игры с различными видами конструктора, природным материалом. У воспитанников формировалось умение работать с конструктором, моделировать из него, умение создавать модели различных построек по схеме или по замыслу, умение отбирать необходимые детали для постройки, соотнося их по величине, свободно экспериментировать с различными художественными техниками и материалами и т.д.
Согласно календарного плана для воспитанников и родителей в рамках педагогического проекта прошел мастер-класс «Мультфильм своими руками». Руководитель детской студии анимации «Мультифокус» (функционирует на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Борисова») Мирочник Виктория Юрьевна познакомила с различными техниками и видами анимации, этапами создания мультфильма от сценария до титров. Творческая мастерская работала в разных техниках анимации: в объемной, в предметной анимации, а также в плоскостной «перекладке», что давало возможность увидеть разные технические возможности при создании мультфильма.
В рамках областного педагогического проекта «Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации» прошел телемост с участниками фестиваля «Мусокай» (г. Ижевск). Воспитанники старших групп участвовали в церемонии открытия фестиваля. Во время телемоста наши ребята вели открытый диалог с такими же юными мультипликаторами из города Ижевска. В ходе творческой беседы воспитанники задавали и отвечали на интересующие их вопросы. Ребята и педагоги города Ижевска представили нашему вниманию мастер-класс «Техника мультипликации» .
Так же в рамках педагогического проекта проводится фестиваль-конкурс «Конструктор своими руками», направленный на развитие конструктивных умений у детей дошкольного возраста, благодаря которому возрос интерес родителей к работе дошкольного учреждения по данной теме, повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей (https://dcrr.rooborisov.by/konkursy).
Успешная реализация педагогического проекта невозможна без методической поддержки педагогов. Этому направлению также уделялось значительное внимание на протяжении реализации педагогического проекта. Была подобрана и систематизирована методическая литература по проекту. На протяжении 2020/2021, 2021/2022 учебных годов заместителем заведующего по основной деятельности Гайло О.В., педагогом-психологом Сухореброй И.Г., учителем-дефектологом Лобаненко Е.П. проводились индивидуальные консультации по запросам участников проекта. С педагогами дошкольного учреждения руководителем студии анимации Мирочник В.Ю. проведен семинар-практикум «История мультипликации», мастер-класс по созданию мультфильма, где была раскрыта технология создания мультфильма.
Значительную роль в успешной реализации педагогического проекта играет предметная развивающая среда. Воспитателями проведена значительная работа в данном направлении. В групповых помещениях постоянно пополнялись центры конструирования различными видами конструкторов, природным материалом, различными видами бумаги, бросовым материалом, необходимыми для организации конструктивной деятельности дошкольников.
С марта по май 2022 шла реализация III этапа (рефлексивный) проекта, задачей которого являлся анализ результатов педагогического проекта, подготовка к презентации проектного продукта.
Таким образом, положительное воздействие анимации стало прекрасным «развивающим пособием» для развития конструктивных умений детей дошкольного возраста.
Оценка результатов реализации педагогического проекта
В результате проведенных мероприятий в рамках реализации педагогического проекта «Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации» на основании наблюдения отмечается положительная динамика развития конструктивных умений детей дошкольного возраста, проявление у детей интереса к новым сферам окружающего мира, к умственной, поисковой и продуктивной деятельности, умение передавать творческие замыслы в процессе создания мультфильмов (придумывание и обсуждение сюжета, создание объемных фонов, персонажей и декораций, съемка мультфильма), повышение уровня информационной культуры.
Также в результате проведенных мероприятий в рамках реализации педагогического проекта отмечается активное включение родителей в образовательный процесс как проявление творческой активности (на основании анкетирования), повышение уровня информационной и педагогической культуры родителей.
Показателями эффективности реализации педагогического проекта для педагогов является повышение профессионального уровня в сфере информационно-коммуникационных технологий, реализация творческого потенциала, повышение эффективности образовательного процесса.
Представление результатов реализации педагогического проекта
Представление результатов реализации педагогического проекта
в средствах массовой информации
№ п/п
|
Автор
|
Название (тема) публикации
|
Название СМИ
|
Дата публикации
|
1.
|
Антоненкава В.
|
«Барысаўскі «Мультыфокус»»
|
«Настаўніцкая газета»
|
29 снежня 2021 года
|
Представление результатов реализации педагогического проекта
на методических мероприятиях
№ п/п
|
Автор
|
Название (тема) выступления, занятия
|
Форма и/или название мероприятия
|
дата проведения мероприятия
|
районный
|
1
|
Гайло Ольга Валерьевна, заместитель заведующего по основной деятельности,
|
Мультимедийная презентация «Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации»
|
Участие в районном фестивале «Инновационный экспресс 2020»
|
2020 год, ноябрь
|
2
|
Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования
|
Информ-презентация «Использование электронных образовательных ресурсов в развитии познавательной деятельности детей»
|
Выступление в рамках РМО воспитателей дошкольного образования старших групп по теме «Использование электронных образовательных ресурсов в развитии познавательной деятельности детей»
|
2021, ноябрь
|
областной
|
1.
|
Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования
|
Выступление с докладом
|
Диалоговая площадка «Совершенствование качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования»
|
2021, август
|
2
|
Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования
|
Вебинар для педагогов на тему «Алгоритм создания анимационных мультфильмов»
|
Вебинар для педагогов учреждений дошкольного образования Любанского района
|
2022, февраль
|
3
|
Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования
|
Семинар-практикум «Техники создания мультфильмов с помощью компактной мультстудии и мультстанка»
|
Семинар на базе ГУ «Минский областной институт развития образования»
|
2022, апрель
|
международный
|
1
|
Мирочник Виктория Юрьевна, воспитатель дошкольного образования
|
Открытый диалог «Детская мультипликация»
|
Телемост с участниками фестиваля «Мусокай» (г. Ижевск)
|
2022, апрель
|
Мультфильмы, созданные воспитанниками ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Борисова» в рамках реализации педагогического проекта «Развитие конструктивных умений детей дошкольного возраста посредством мультипликации» размещены в You Tube-канале (Приложение 4).
Мультфильмы, выполненные в процессе реализации педагогического проекта, отправлены на международные конкурсы:
фестиваль анимационных фильмов «Чудо-остров» (Крым, 2022);
открытый детский Всероссийский фестиваль мультипликационных фильмов «МультфестБирск» (Бирск, 2022);
международный фестиваль детско-молодежного творчества и педагогических инноваций (Санкт-Петербург, 2022).
Проблемы и перспективы реализации педагогического проекта
Как недостаток в работе над проектом считаем недостаточное количество публикаций педагогов в средствах массовой информации. Публикация по реализации проекта запланирована на следующий учебный год. Данному направлению будет уделено значительное внимание в 2022/2023 учебном году.
Список использованных источников:
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — Минск: Национальный институт образования, 2019. — 480 с.
- Белошистая, А.В. Специальная система конструктивных заданий на математическом содержании как средство развития логического мышления у дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – №2. – 2018. – С. 4-12.
- Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2010. – 41 с.
- Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalnumbers/sozdanie-multfilmov-v-doshkolnom-uchrezhdenii-s-detmi.html. Дата доступа: 19.02.2020.
- Коноваленко, С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с.
- Красный, Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный – М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
- Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» / Л.Л. Тимофеева – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 123 с.
- Охлопкова С.Ф., Иванов М. А. Мультфильм своими руками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56616.htm. Дата доступа: 10.12.2019.
- Чухно, С. В. Мультипликация как инновационный метод в работе с одаренными детьми [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 78-81. [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8177/ Дата доступа: 26.02.2020.