КРАТКОВРЕМЕННОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ В ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ГРУППЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их индивидуальное общение являются главными и необходимыми условиями нормального психического и физического развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Внимание родителей, в основном, сосредоточено только на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом (купание, кормление, прогулки и т. д.), игнорируя его возрастные особенности. Большинство детей не умеют или не считают нужным играть со сверстниками и организовывать совместную деятельность. В связи с этим возникает настоятельная необходимость психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми. Многие молодые семьи, имеющие детей раннего возраста, не умеют или не могут правильно подготовить малыша к посещению учреждения дошкольного образования, воспитать в нем базовые навыки сотрудничества в деятельности. Проблема адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования обозначается специалистами как ведущая. Ребенок готов к посещению детского коллектива, если семьей пройдены этапы становления психологической автономности: «мы играем только вместе», «я играю сам, но ты будь со мной», «иди, я немножко поиграю один», «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». Поэтому целесообразно использовать в своем сотрудничестве с родителями такую форму дошкольного образования, как группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста.
Нормативное правовое обеспечение образовательного процесса в группах кратковременного пребывания
Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания организуется в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов в сфере образования и здравоохранения:
Кодекса Республики Беларусь об образовании;
Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее – Положение);
образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 137;
учебной программы дошкольного образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 138;
типового учебного плана дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 139;
перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007 № 50 (далее – постановление № 50);
Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;
Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования и др.
При организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания необходимо также руководствоваться инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь.
Цель создания группы кратковременного пребывания:
- плавный переход от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в учреждении дошкольного образования;
- разностороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям учреждения дошкольного образования;
- содействие семье в физическом, психическом и личностном развитии ребенка раннего возраста;
- педагогическое просвещение родителей.
Задачи:
- укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- обеспечить эмоциональное благополучие малышей с учетом их индивидуальных особенностей;
- формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения со взрослыми и сверстниками;
- развивать познавательную сферу, расширять кругозор;
- установить взаимодействие с родителями воспитанников с целью развития у них педагогической компетентности.
Приоритетные направления деятельности группы кратковременного пребывания:
- социализация детей раннего возраста в обществе сверстников;
- формирование средств общения с взрослыми и детьми;
- ориентировка на личностное развитие детей;
- развитие навыков в ведущих видах деятельности с учетом возможностей и интересов детей, потребностей родителей.
В соответствии с этими направлениями определяется основное содержание педагогического процесса в группе данного вида, которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширении его адаптационных возможностей, приобщении к миру человеческих ценностей. Главная особенность функционирования кратковременной группы состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т. е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Основные принципы функционирования группы кратковременного пребывания:
1.Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5.Сотрудничество с семьей;
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Формы работы: подгрупповая работа; индивидуальная работа с детьми; тематические консультации и консультации по запросам для родителей; диагностика.
Особенности организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания
Время пребывания воспитанников в группе кратковременного пребывания при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется его учредителем в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников и составляет 2 часа 2 раза в неделю. Детей раннего возраста распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Они включаются в образовательный процесс учреждения образования с учетом запросов родителей (специально организованная и (или) нерегламентированная деятельность).
Наполняемость группы кратковременного пребывания устанавливается учредителем учреждения образования при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с их пребыванием.
Прием воспитанников в группы кратковременного пребывания, осуществляется с октября по май при наличии в них свободных мест и на основании:
- направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования;
- заявления родителя (законного представителя) воспитанника с указанием календарного периода пребывания в течение года, времени пребывания в течение дня;
- медицинской справки о состоянии здоровья (пункт 45 Положения).
Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (учебные планы (учебный план учреждения образования, индивидуальный учебный план) и учебная программа дошкольного образования) с учетом оптимального чередования видов детской деятельности воспитанников: специально организованной и нерегламентированной.
Обучение и воспитание детей, посещающих группу кратковременного пребывания, осуществляется в соответствии с планом реализации образовательного процесса соответствующей возрастной группы, составленным на основе учебного плана учреждения образования.
Образовательный процесс в группе кратковременного пребывания осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.
Время специально организованной деятельности распределяется таким образом, чтобы вначале проводились виды деятельности, связанные с умственной нагрузкой детей, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.
Нерегламентированная деятельность воспитанников должна включать самостоятельную деятельность воспитанников в условиях созданной предметно-развивающей среды, а также организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач (игра и другие виды деятельности в распорядке дня), обеспечивать выбор каждым ребенком деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.
В образовательном процессе в группе кратковременного пребывания применяются учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.
Приоритетными направлениями в работе с детьми раннего возраста в кратковременной группе являются социализация детей в обществе сверстников, формирование навыков общения, ориентировка на личностное развитие детей, развитие навыков в ведущих видах деятельности.
Организация работы группы предусматривает создание психологического комфорта и условий для развития навыков самостоятельности в различных видах детской деятельности с учетом интересов и возможностей детей раннего возраста, потребностей и запросов их родителей (законных представителей). Индивидуальная оптимальная нагрузка определяется возможностями детей данного возраста. Организуя прием детей в группе, особое внимание следует уделять формированию
стойкого психологически-комфортного настроения у каждого ребенка. Очень важно укреплять личностные контакты с каждым приходящим ребенком. Необходимо помнить, что ведущий вид общения в раннем возрасте – это деловое общение и совместная деятельность со взрослым.
Особая роль принадлежит индивидуальному подбору игр для детей (по мере их прихода в группу).
Очень полезно организовывать прием малышей на воздухе. Это способствует легкому течению адаптационных процессов, социализации детей в коллективе сверстников, укреплению здоровья детей.
На прогулке организовывается самостоятельная, двигательная деятельность детей: проводятся физические упражнения и подвижные игры, наблюдения, экскурсии по «красивым местам» территории учреждения дошкольного образования, игры с песком, индивидуальная работа с малышами и т. д.
Если прием детей осуществляется в группе, целесообразно организовывать игры-забавы, игры с дидактическими игрушками, чтение потешек, индивидуальную работу по развитию движений, речи детей, мелкой моторики рук, сенсорному развитию. Очень радуют малышей игры с водой, со строительным материалом.
Если прием детей осуществляется во 2-й половине дня, то особое внимание следует уделить играм с сюжетно-образными игрушками. Интересно и с пользой можно провести музыкально-дидактические игры. Вся работа организуется индивидуально или с объединением детей в группы по 2-3 человека.
Кадровое обеспечение
В связи с тем, что деятельность группы кратковременного пребывания осуществляется на базе постоянно действующих групп, оформление на работу воспитателя дошкольного образования, других специалистов (педагога-психолога, помощника воспитателя, музыкального руководителя и т.д.) группы кратковременного пребывания не производится.